Террористы! Выйти из сумрака!
А хотите узнать, кто главный злодей в новом российском фильме «Статский советник»? Нет, пожалуй, этого я не скажу, а то меня могут побить. Ажиотаж вокруг премьеры велик, и тому есть причины. Это «Турецкий гамбит» и «Ночной дозор» в одном флаконе, да еще с душком «Сибирского цирюльника». Я перечислил самые претенциозные фильмы последнего времени. Список «наших ответов Голливуду» растет.
Продюсеры не ошиблись с выбором режиссера (Филипп Янковский) и актерской командой (в глазах рябит от скопления культовых персонажей на квадратный метр экрана). Товар получился вполне качественным – это крепкий детектив, лоснящийся хорошим бюджетом. Погони увлекательны, диалоги остроумны, дамы неотразимы. Герои как на подбор обаятельны и безупречны. А музыка! А костюмы! А взрывы!
Удивительно точное попадание с исполнителем главной роли – Фандорина играет Меньшиков. После него понятно, что другие «Фандорины» – это имитация, подделка. У Эраста Петровича должны быть именно эти птичьи глаза, размашистая походка, легкая невменяемость, органично присущая Олегу Меньшикову.
Очень необычна Оксана Фандера, по фильму – Игла. Откуда она взяла этот голос прошлого века? Веришь сразу, что она пропитана идеями свободы, равенства, братства и убийства. Зато другая женская роль в исполнении Эмилии Спивак – праздник легкомыслия, родное (по сериалам) лицо. Она же привносит в фильм легкий эротизм, все точно по правилам кинобизнеса.
Константин Хабенский играет террориста – очень сдержанно, «героически». Однако тень его предыдущих работ наполняет просмотр неуместной иронией. Ждешь, когда же террорист Гриня достанет специальный фонарик для поиска «иных» и прикажет им выходить из сумрака. А вот напарники его по темному делу революционных убийств весьма убедительны.
Владимир Машков также эксплуатирует однажды сыгранный образ. Он такой же классический ворюга, только декорации сменились с военных на дореволюционные.
Я уж не говорю про Никиту Михалкова! Забавная деталь – в одном очень эмоциональном эпизоде он позволил себе отступление от сценария. Сомневаюсь, что в начале века в ходу была фраза «гнуть пальцы», это «новорусский» язык. Вообще, речь Никиты Сергеевича в той части, где он обличает чиновников, звучит подозрительно искренне. Уж не осерчал ли наш кинобатюшка на порядки Отечества? Понимающие смешки в зале вызывают его рассуждения об отношениях «московских» и «питерских» властей. Намек? Фига в кармане? Просто немного перца в мясное блюдо.
Фильм не портит даже финальная сцена (не буду вдаваться в подробности сюжета – сами все увидите!), снятая, как мне показалось, под идейным влиянием все того же Никиты Михалкова. Море пафоса, патриотический накал таков, что лопаются глазные сосуды. Но это уже издержки Большого Кино, возвращение которого мы наблюдаем в наши дни – с героями, злодеями, хэппи и не очень эндами.
Вывод: смотреть обязательно.
К оглавлению
|