Вперед, в прошлое
До чего же программы нашего телевидения укоренены в прошлом. Сдается мне, что это настроение эпохи: решения актуальных проблем ищут там — кто в бесчеловечном царизме, а кто в людоедском советском режиме.
Странно, что при всей этой язвительной критичности всех объединяет ностальгия. Со слезой и смехом предаются воспоминаниям экранные герои. И тут же яростно спорят, приводят все новые (чаще — старые) аргументы в давно завершенном споре.
Недавно прочитал на сайте рекордного по длительности реалити-шоу «Дом-2» о поведении участников: они сомневаются; они делают решительный шаг, а потом подолгу мучительно размышляют. Они пытаются «десять раз» отмерить, но почему-то уже отрезанное. Тем же самым занято все наше телевидение! — подумалось мне.
По каналу «Культура» всю неделю идет фильм-беседа с Алексеем Германом. Все время разговор норовит свернуть то на Сталина, то на Берию, всплывают некоторые крайне любопытные детали, коробящие спокойную совесть советского интеллигента, давно разоблачившего «культ личности». По признанию Леонида Ярмольника, снимающегося в новом фильме Алексея Германа, у режиссера даже средневековье — и то получается про Сталина.
Как по заказу, «Россия» показала документальный фильм Сванидзе «Исторические хроники. Андрей Вышинский». Как выясняется, режим в кровавые 30-е вовсе не был прочен и непоколебим. Власть спасал поиск врагов. Ненависть, усталость народа от нелепых экономических реформ большевиков переводили на региональные власти, на рядовых исполнителей воли партии. Виновник же торжествовал и только укреплялся во власти. Некстати вклинивающиеся в ностальжи-ТВ новости наводят на провокационные аналогии.
В воскресенье показывали «Бриллиантовую руку», милейшую комедию, создающую при этом точный слепок той эпохи. Хоть и резала ее цензура нещадно, но песню про зайцев пропустили. А ведь в ней — тайная политическая программа нашего народа! Потому что большинство утверждает, что «не боится волка и сову», но при этом всем «все равно».
Другой фильм из разряда глубокомысленно-воспитательных — «Отпуск, который не состоялся», и он также вполне отвечает духу модных 70-х. Стиль задает исполнитель главной роли — Андрей Мягков, с характерной бесхарактерностью (простите за каламбур). С умилением и нарастающей ностальгией наблюдаешь за детством советской интеллигенции, с ее невнятными проблемами, недоговоренностью и фрустрацией. Любопытно, что именно это поколение сейчас в зените своей силы. Следующие будут из джинсовых 80-х.
К оглавлению
|