О теле- и душе
С кем бы из моих знакомых ни заходил разговор о телевидении, все открещиваются от пристрастия к сериалам или передачам. Мы, мол, вообще телевизор не смотрим. Почему-то это расценивается как постыдное занятие. При этом в каждой семье телевизор занимает почетное место напротив самого мягкого дивана, совсем как у Симпсонов...
На прошедшей неделе самое яркое впечатление оставил фильм «Помни». Как всякое задевающее за живое зрелище, это как будто история про меня. Герой фильма страдает потерей кратковременной памяти, т.е. пятиминутной давности разговор напрочь вылетает у него из головы. Он снова принимается знакомиться с окружающими людьми, вновь и вновь рассказывает им о своей болезни, о погибшей жене, о желании найти убийцу и отомстить. Ориентироваться в мире ему помогают полароидные снимки с подписями типа «Не верь этому человеку. Он лжет», «Это Натали». Сумбурный монтаж фильма отражает путаницу в голове героя. Ближе к финалу становится ясно, что убийца жены уже был однажды найден. Но расправа точно так же выветрилась из головы героя, как и все остальное, и он обречен на бессмысленное, жалкое существование. Сходство я уловил в момент, когда схватил ручку и блокнот и стал записывать реплики фильма, боясь выпустить их из памяти. О другом сходстве лучше не думать: неужели и вправду моя жизнь – погоня за ложными целями, а смысл происходящему придает лишь забывчивость?
Против этого мнения всей своей судьбой возражает Леонид Филатов, создавший цикл неповторимых передач о своих незаслуженно забытых коллегах. Теперь о нем самом вспоминали на «Первом канале».
Удивило и порадовало появление на экране неподражаемого Парфенова. Причем, дважды. Первое появление оказалось рекламой журнала «Ньюсуик», среди анонсов которого вполне в парфеновском духе прозвучало «До свиданья, мой ласковый Миша» – о процессе против Майкла Джексона. Затем был показан фильм «Частный Рубенс за 100 миллионов» — остроумное, блестящее расследование судьбы шедевра живописи. В оправдание телевидения скажу, откуда бы нам еще узнать, что Рубенс – это не, допустим, музыкант?
Другая передача в том же жанре, показанная на том же канале, вызвала недоумение. Идеи авторов «Замужем за иностранцем» исчерпались пустой и бездоказательной ксенофобией. Съемки скрытой камерой (какое же расследование без этого?) выдавали совершенно стандартную процедуру опроса потенциальных невест и женихов. Банальных мыслей и выводов было много, а главный так и не прозвучал. О том, что русские женщины – это наша национальная гордость, мощный экспортный ресурс поважнее нефти и газа.
Тему уязвленного патриотизма продолжил фильм «Окно в Париж», снятый в глухие 90-е. Вроде комедия, относительно правдивая… Почему же так тяжело это смотреть? Обидно, я бы сказал. Наивной выглядят советская дилемма «любить Родину или жить в Париже». Ведь это так легко сочетать.
В ближайшие субботу придется выбирать между «Призраком оперы» образца 1989 г. на СТС и «Мостами округа Медисон» на «Первом» с Мерил Стрип и Клинтом Иствудом. В воскресенье телевизор можно будет не включать, съезжу куда-нибудь на природу! Благо, прогноз погоды обещает глобальное потепление.
К оглавлению
|